Новости | РЭСТ - закупки по 223-ФЗ!
  Техническая поддержка
8 (347) 246 80 72
support@r-est.ru

Малые» закупки в системе закупок по 223-ФЗ

Малые» закупки в системе закупок по 223-ФЗ 08.02.2022

Правила проведения закупок малого объема

Закон № 223-ФЗ не содержит определения, что такое закупка малого объема. Но из ч. 15 ст. 4 Закона можно сделать вывод, что «малая» закупка – закупка товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс.  руб. Объем выручки заказчиком определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Что касается правил проведения закупок малого объема, то четких конкретных требований к их организации на сегодняшний день законом не установлено.

В 223-ФЗ и подзаконных актах есть ряд общих требований, которые должен учитывать заказчик про регламентации «малых» закупок в своих локальных документах и Положении о закупках.

  1. Способ закупки (как, правило, эти закупки в основном проводятся неконкурентными способами) определяется в Положении о закупках заказчика.
  2. Форма закупки (бумажная, электронная) определяется заказчиком самостоятельно.
  3. Порядок подготовки и осуществления закупки неконкурентными способами, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения прописываются заказчиком в Положении о закупках.
  4. В Положении о закупках заказчик включает порядок определения и обоснования цены договора, заключаемого с единственным поставщиком, включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.
  5. Заказчик вправе на свое усмотрение отражать информацию о проведении «малых» закупок в плане закупок.
  6. Закупки малого объема заказчик обязан отражать в ежемесячных отчетах в соответствующих разделах, внося информацию о них вручную. При этом сведения указываются в агрегированном виде: количество заключенных договоров с единственным поставщиком и общая стоимость по этим договорам за отчетный месяц. Ежемесячную отчетность обязаны формировать все заказчики в срок не позднее 10-го числа месяца, который следует за отчетным.

Обращаем внимание, что с 1 января 2022 года практически все заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (в т.ч. и самозанятых) и соблюдать минимальные нормативы закупок у указанных лиц. Перечень закупаемых товаров, работ, услуг утверждается заказчиком самостоятельно с учетом его потребности. Данный перечень должен быть размещен в ЕИС. Заказчик обязан закупить не менее 25 % совокупного стоимости всех заключённых договоров с СМСП, в т.ч. и с самозанятыми. Как правило, выполнение этого норматива для большинства заказчиков кажется недостижимым, т.к. 20 % из них - закупки у СМСП, включенные в утвержденный план. Исходя из этого, вытекает вывод: если, у заказчика есть потребность в определенных товарах, работах, услугах и они включены в утвержденный Перечень закупок у СМСП, и планируемая сумма расходов до 100 тыс.руб. (500 тыс.руб.), то такие закупки целесообразно включить в план закупок и сведения о ней разместить в ЕИС. Это позволит заказчик выполнить норматив 20 % закупок у СМСП.

Кроме того, с 2021 года у заказчиков, работающих по 223-ФЗ появилась обязанность по закупке товаров отечественных товаров и товаров из ЕАЭС, исходя из минимальной обязательной доли. Перечень таких товаров и минимальные квоты утверждены Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения». Отметим, что Постановление Правительства РФ № 2013 применяется при любых способах закупки: при конкурентных закупках и при закупках у единственного поставщика. Вывод о том, что заказчики могут выполнять установленные минимальные доли закупок отечественной продукции, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок подтвердил Минфин РФ в письме от 15.01.2021 № 24-03-07/1390.  Таким образом, за счет «малых» закупок заказчик может обеспечить выполнение этих квот. При необходимости заказчику целесообразно внести соответствующие изменения в свое Положение о закупках. Например, в части оснований для закупок у единственного поставщика.

Способы закупок малого объема

Порядок закупки малого объема зависит от того, каким способом ее проводить. В основном закупки малого объема осуществляются неконкурентным способом, который прописан в Положении о закупках заказчика.

Так, например, в Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром предусмотрены следующие неконкурентные закупки:

  1. Маркетинговые исследования (открытые или закрытые, с размещением или без размещения информации о маркетинговых исследованиях)
  2. Закупка с использованием Торгового портала.
  3. Безальтернативная закупка
  4. Закупка на торгах
  5. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В отношении каждого способа заказчик прописал порядок проведения закупки. Основная часть заказчиков ограничивается неконкурентными закупками – закупками у единственного поставщика.

Кроме того, в Положении о закупках заказчик может указать формы проведения закупок: бумажная или электронная.

Что касается закупок у единственного поставщика, то в соответствии со ст. 3.6 Закона № 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются заказчиком в Положении о закупках. Вывод: в законодательстве не указано, в каких случаях заказчик вправе заключать договоры с единственным поставщиком. Помимо оснований для закупок у единственного поставщика заказчик прописывает порядок осуществления таких закупок.

По итогам неконкурентной закупки заказчик может совершить сделки в любой форме, установленной Положением о закупках на основании ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации:

- В письменной форме путем составления одного документа (в т.ч. электронного) или обмена с поставщиками письмами, электронными бумагами иди другими данными в соответствии с п. 1 ст. 160 ГК;

- В устной форме. Например, закупки за наличный расчет на подотчётные суммы с составление авансового отчета, а сделка выполняется в момент ее совершения.

С 1 июля 2022 года в  закупках у СМСП заказчик получит право установить в положении способ неконкурентной закупки по принципу «электронного магазина» (Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2323 «О внесении изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352»)

Особенности проведения такой закупки будут прописаны в п. 20(1) Положения:

  • Закупку проводят на электронных площадках из специального перечня;
  • Цена договора не больше 20 млн руб.;
  • Участник из числа СМСП разместит предварительное предложение о поставке товара (выполнении работ, оказании услуг);
  • Заказчик опубликует информацию о закупке и требованиях к участнику;
  • Оператор установит, какие из предложений отвечают требованиям;
  • Заказчик определит, с кем из их числа заключить договор, на основе критериев оценки, утвержденных в Положении о закупках;
  • Заключение с использованием электронной площадки договора с участником.

Данные изменения связаны с цифровизацией закупок и повышением прозрачности при проведении «малых» закупок.

При проведении закупок малого объема заказчику необходимо контролировать не превышение ограничений, установленных для таких закупок. Особенно это касается ситуации, когда заказчик в течение одного года закупает у одного и того же поставщика один тот же товар, работу или услугу.

Некоторые недобросовестные заказчики идут на обман, разбивая одну закупку на несколько более мелких закупок, и проводят их в определённый период времени. Иногда разница в днях заключения соответствующих договоров незначительная. Факт дробления имеет место, когда заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, которые мешают провести одну процедуру для приобретения всех ТРУ.

Среди причин дробления закупок могут быть:

  1. Сокращение сроков поставки необходимых товаров, работ, услуг.
  2. Упрощение процедуры и уменьшение количества документов, нежелание размещать сведения в ЕИС и реестре договоров.
  3. Извлечение выгоды должностными лицами заказчика от таких закупок

Обращаем внимание, что, исходя из п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» требования ч. 5 ст. 17 Закона, ч.ч. 2 - 3.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в их взаимосвязи правила ст. 17 Закона № 135-ФЗ применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно Положению о закупке, принятому в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Дробление корпоративной закупки в рамках 223-ФЗ теперь в принципе не может получить квалификацию как действие, нарушающее запрет, предусмотренный п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, поскольку ст. 16 устанавливает запреты в отношении действий органов власти, которые не выступают в качестве заказчиков по Закону № 223-ФЗ.

Для закупок по Закону № 223-ФЗ выводы Верховного Суда означают пересмотр всей антимонопольной практики, когда ФАС привлекала корпоративных заказчиков к ответственности в связи с дроблением по ст. 16 Закона № 135-ФЗ.

Заказчику необходимо обратить внимание на то, что как только такие закупки суммарно составят 100 тыс. руб. (500 тыс. руб.), то ему необходимо включать последующие закупки у данного поставщика этих товаров, работ, услуг в план закупок с размещением соответствующей информации в ЕИС.

 


Возврат к списку