Обжалование действий (бездействий) заказчиков, членов комиссий, операторов электронных площадок по 223-ФЗ
В целях защиты прав и законных интересов участников закупок Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) предусмотрена возможность подачи жалобы на действия или бездействия заказчика, членов комиссии, оператора площадки.
Основания подачи жалобы перечислены в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках. К ним относятся:
- Осуществление заказчиком закупки с нарушением требований указанного закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе (далее – ЕИС) Положении о закупке такого заказчика;
- Нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных Законом о закупках;
- Неразмещение в ЕИС Положения о закупке, изменений, внесенных в указанное Положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в ЕИС, или нарушение сроков такого размещения;
- Предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
- Осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных
ч. 8.1 ст.3, ч. 5 ст. 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений; - Неразмещение в ЕИС информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как видно из вышеизложенного, перечень оснований рассмотрения жалоб по Закону о закупках ограниченный. К сожалению, это факт не всегда принимают во внимание участники закупок. Так, Управление УФАС по Республике Алтай была возвращена жалоба участника закупки, которому было отказано присутствовать на процедуре вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в запросе предложений на право заключения договора строительного подряда. Как отмечается в решении комиссии УФАС, комиссия пришла к выводу об отсутствии полномочий на рассмотрение жалобы участника закупки в связи с отсутствием в ней доводов о нарушениях, перечисленных в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках (см. Решение Управления УФАС по Республике Алтай от 23.06.2017г. № 11-Т/17).
Требования к содержанию жалоб, порядок их предъявления и рассмотрения предусмотрен ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции).
В первую очередь необходимо определить круг лиц, уполномоченных на предъявление жалобы: на результаты отбора поставщика (подрядчика, исполнителя), а равно на бездействие заказчика, выраженное в незаключении договора по итогам конкурентной закупки, жалобу вправе подать только лицо, подавшее заявку на участие в закупке. В целом же жалобу на любые действия заказчика, членов комиссии, оператора электронной площадки, совершенные после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, вправе подать только участники данной закупки.
На извещения и документацию о закупке жалобу вправе подать любое лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются (нарушаются) такими документами.
Срок подачи жалобы:
- 10 дней с момента подведения итогов закупки, т.е. с момента размещения итогового протокола по закупке в ЕИС;
- 3 месяца, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися.
Законом о конкуренции установлены требования к содержанию жалобы, в частности, в жалобе должны быть указаны следующие сведения:
- Наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;
- Наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
- Указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством РФ, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);
- Указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству, а также соответствующие доводы;
- Перечень прилагаемых к жалобе документов.
Жалоба направляется в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом (нарочно).
Жалоба должна быть подписана заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.
При предъявлении жалобы в антимонопольный орган, она проходит стадию предварительного рассмотрения. На данном этапе устанавливаются наличие оснований для возвращения жалобы без рассмотрения.
Основания возвращения жалобы заявителю без рассмотрения:
- Жалоба не содержит сведения, предусмотренные ч. 6 ст.18.1 Закона о конкуренции;
- Жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
- Наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа;
- Антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа;
- Акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Решение о возвращении жалобы принимается в течение 3 рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган. В таком решении заявителю сообщаются причины возвращения жалобы.
Если перечисленные выше основания отсутствуют, жалоба принимается к рассмотрению.
Жалоба должна быть рассмотрена в течение 7 рабочих дней с момента ее поступления в антимонопольный орган.
В случае принятия жалобы к рассмотрению по существу:
- Антимонопольный орган направляет уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее - уведомление).
В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.
- Антимонопольный орган приостанавливает проведение торгов
- Устанавливает запрет на заключение договора до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования является ничтожным.
Заказчик, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
До момента принятия решения по жалобе ее рассмотрение может быть прекращено при наличии следующих оснований:
- Наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии;
- Антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии;
- Акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
До момента принятия решения по жалобе заявитель вправе отозвать такую жалобу. При этом заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
По итогам рассмотрения жалобы антимонопольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной либо о признании жалобы необоснованной.
Решение антимонопольного органа в течение 3 рабочих дней направляется заявителю, заказчику, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию и размещается в ЕИС и на сайте проведения закупки.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с момента принятия решения или выдачи предписания.