Планирование закупок
План закупок – документ, содержащий информацию о закупках, которые заказчик планирует осуществлять в течение определенного периода времени. Любое заинтересованное в участии в закупках лицо может ознакомиться со сведениями о потребностях заказчика, изучив план закупки
При составлении, утверждении и размещении плана закупок заказчик руководствуется нормами:
-
Закона № 223-ФЗ;
-
Постановления Правительства от 17.09.2012 № 932;
-
Постановления Правительства от 17.09.2012 № 908;
-
Внутренних актов заказчика.
Ст. 4 закона № 223 определяет требования к содержанию плана закупок и сроки, на которые должен составляться такой план, Постановление № 932 устанавливает порядок формирования плана и требования к типовой форме, а разд. 3 Постановления № 908 регламентирует правила и сроки публикации документа. Локальные акты заказчика определяют сроки формирования плана в соответствии с требованиями законодательства (п. 10 Правил Постановления № 932). Законом № 223-ФЗ данный порядок не регламентирован, он определяется организацией самостоятельно
Все заказчики (без исключения), работающие по Закону № 223-ФЗ, должны сформировать и утвердить 2 плана:
1. Обычный план закупок – составляется и размещается заказчиками в ЕИС на срок не менее 1 года (ч. 2 ст. 4 Закона № 223 ФЗ).
Период планирования может составлять и более 1 года. Например, если организация зарегистрирована и начала свою деятельность в середине года, то ей необходимо сформировать и утвердить план с даты начала своей работы по 31 декабря следующего года, а затем уже формировать план в общем порядке – с 1 января по 31 декабря.
2. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств – формируется. утверждается и размещается заказчиками в ЕИС, но уже на период от 5 до 7 лет (оптимально составлять сразу на максимальный срок). При этом не имеет значения, проводятся ли закупки данной продукции. План должен размещаться в любом случае. Если соответствующих закупок нет и не планируется, то размещается «нулевой» план.
Отметим еще один важный момент. Если заказчик осуществляет закупку лекарств, то данная закупка должна быть включена в оба плана закупки. По этому поводу есть разъяснения Министерства экономического развития (Письмо Минэкономразвития России от 28 апреля 2016 г. № ОГ-Д28-5228).
Обратите внимание с 1 января 2022 года практически все заказчики обязаны будут соблюдать требования Постановления Правительства РФ № 1352, т.е. обязаны закупать товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Исключение – те, которые сами являются СМСП. И в планах закупках должен быть включен раздел с информацией о таких закупках, который формируется на срок не менее, чем 3 года. Новые заказчики обязаны закупать продукцию у СМСП с 1 января года, следующего за годом, в котором зарегистрировались в ЕГРЮЛ.
При этом необходимо учитывать нормативы закупок у СМСП, установленные на 2022 год:
-
Годовой объем закупок у СМСП – не менее 25 % совокупной стоимости всех заключенных договоров
-
Годовой объем планируемых закупок, в которых участвуют только СМСП – не менее 20 % от общей стоимости всех закупок, включенных в утвержденный план
Если заказчики включены в перечень, утвержденный Правительство РФ, то они обязаны осуществлять закупки закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и сведения об этих закупках включаются в соответствующие планы закупок.
Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки данной продукции определяются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также госкорпорациями «Росатом», «Роскосмос» с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ, перечня критических технологий РФ, а также требований, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.06.2019 № 773 (ч. 4, 4.2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Заказчики, включенные в перечень, должны утвердить перечень товаров, работ, услуг и положение о порядке и правилах их применения (внедрения), которые должны удовлетворять указанным критериям (ч. 4.1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Такое положение разрабатывается с учетом методических материалов (требований), утвержденных Минэкономразвития России.
Заказчики, указанные в ч. 1 ст. 3.1-1 Закона № 223-ФЗ, могут включать закупки отдельных видов товаров, а также работ, оказания услуг и аренды (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование таких товаров, в план закупок только по итогам согласования с координационным органом Правительства РФ (ч. 5 ст. 3.1-1 Закона № 223-ФЗ).
Такое согласование потребуется, если товары включены в перечень (перечни), утвержденный Правительством РФ, и начальная (максимальная) цена договора их закупки превышает размер, установленный Правительством РФ (ч. 6 ст. 3.1-1 Закона №223-ФЗ).
Правила согласования закупок таких товаров определены Постановлением Правительства РФ от 27.08.2018 № 1000. Согласно этим правилам заказчику необходимо, в частности:
1. За 90 календарных дней до начала планируемого срока проведения закупки направить заявку и информацию, о закупке в Минпромторг России (п. 8 Правил).
Если от Минпромторга России получено уведомление о несоответствии информации, нужно в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его получения, направить недостающую информацию. В противном случае будет направлен отказ в согласовании закупки (п. 10, 11 Правил).
2. После того как от Минпромторга России получено обоснованное предложение (о согласовании закупки, или о согласовании закупки с учетом предложений, или об отказе в согласовании закупки), заказчик может: согласовать его, возразить на него, изменить заявку в течение 10 рабочих дней со дня получения предложения (п. 12 Правил).
3. Когда от координационного органа Правительства РФ получено согласование закупки, можно включить ее в план закупок и (или) осуществить закупку. Решение этого органа действительно в отношении закупки, которая проводится в соответствии с информацией, представленной Минпромторгом России (ч. 5 ст. 3.1-1 Закона № 223-ФЗ, п. 15 Правил).
Если от координационного органа Правительства РФ получен отказ в согласовании закупки, заказчик в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его получения, может представить на него возражение (п. 19 Правил).
Для заказчиков, включенных в перечень Постановления № 475-р, установлены дополнительные требования к содержанию планов:
-
Планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств таких заказчиков должны содержать разделы о закупке у СМСП (ч. 3.2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
-
Их планы закупки товаров, работ, услуг должны включать перечень инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, закупаемой у СМСП в годовом объеме, определяемом Правительством РФ в соответствии с п. 1 ч. 8.2 ст. 3 закона (ч. 3.3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Заказчики, указанные в перечнях, утвержденных Распоряжениями Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р и от 19.04.2016 № 717-р, должны включать в план закупки товаров, работ, услуг, а также в план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств раздел о закупке у СМСП.
Статьей 5.1 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что в отношении отдельных категорий заказчиков проводятся мониторинг соответствия и оценка соответствия планов закупки (а также проектов таких планов, их изменений и проектов изменений) и годовых отчетов требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие в закупке СМСП.
Такие оценка и мониторинг проводятся в установленном порядке Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, а также органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими для этих целей организациями.
Оценке соответствия подлежат проект плана закупки товаров, работ, услуг, проект плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также проекты вносимых в такие планы изменений. Оценка осуществляется до утверждения проектов конкретными заказчиками.
Мониторинг соответствия проводится в отношении утвержденных планов закупок, внесенных в такие планы изменений, и в отношении годовых отчетов отдельных заказчиков в части закупки у СМСП.
По результатам проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия заказчикам выдается заключение о соответствии проверяемых документов требованиям законодательства РФ, касающимся участия СМСП в закупке, или уведомление об их несоответствии таким требованиям. Если заказчик не устранит указанные в уведомлении нарушения или не разместит в ЕИС протокол разногласий к данному уведомлению, реализация планов закупок такого заказчика может быть частично приостановлена антимонопольным органом.
Сроки начала осуществления оценки соответствия и мониторинга соответствия для различных категорий заказчиков и документов установлены в п. 11 Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169.