Новости | РЭСТ - закупки по 223-ФЗ!


  Техническая поддержка
8 (347) 246-80-72
support@r-est.ru

Порядок осуществления закупочной деятельности с учетом изменений 2023 года

Порядок осуществления закупочной деятельности с учетом изменений 2023 года 10.05.2023 Не успели заказчики завершить активную сдачу годовой отчетности, как в законодательство в сфере закупок внесены новые изменения, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении закупок. Из изменений в законодательстве в сфере закупок, принятых в январе, стоит отметить следующие:

Изменена форма годового отчета

С 01.01.2023 в период сдачи годовой отчетности была обновлена форма годового отчета о закупках у СМСП (ПП РФ от 31.10.2022 № 1946). В частности, добавлены исключающиеся основания для расчета совокупного годового стоимостного объема закупок при планировании и по результатам заключенных договоров для следующих организаций:
лизинговых компаний для приобретения предметов лизинга в рамках исполнения своих обязательств по договору лизинга. НМЦД должна составлять более 400 млн руб.;
гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями на приобретение приборов учета электрической энергии, иного оборудования и нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике".

Не все заказчики обязаны соблюдать лимит закупок у СМСП

С 01.01.2023 года заказчики под санкциями не обязаны соблюдать лимит закупок, в которых участвуют только СМСП при планировании закупок и по результатам заключенных договоров в отчетном периоде в размере не менее чем 20 процентов. Но при этом «общая» квота по закупкам у СМСП в размере не менее чем 25 процентов возвращено. Речь идет о заказчиках, информация о закупках которых закрыта по ПП РФ от 06.03.2022 № 301. (ПП РФ от 20.12.2022 № 2359 дополнен пункт 2(7) ПП от 11.12.2014 № 1352).

Изменен перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки подлежат оценке соответствия
С 16.01.2023 уточнен утвержденный распоряжением ПП РФ от 06.11.2015 № 2258-р перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки подлежат оценке соответствия Корпорацией МСП требованиям законодательства об участии субъектов МСП в закупках. Из него исключены 4 заказчика (Распоряжение Правительства РФ от 16.01.2023 № 37-р). Ранее, 05.12.2022, перечень заказчиков, утвержденный распоряжением ПП РФ от 19.04.2016 № 717-р, чьи проекты планов закупки подлежат оценке соответствия органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими организациями, наоборот был расширен порядка 350 организациями (к примеру, по Республике Башкортостан такие организации как Государственное автономное учреждение центр спортивной подготовки Республики Башкортостан имени Баталовой Римы Акбердиновны (г. Уфа); Общество с ограниченной ответственностью "Башплодородие" (Уфимский район, ст. Уршак); Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан "Уфаводоканал" (г. Уфа)).
Напомним, что проекты планов закупки, проекты изменений, вносимых в такие планы конкретных заказчиков, указанных в Перечнях, утвержденных Распоряжениями Правительства РФ от 06.11.2015 N 2258-р и от 19.04.2016 N 717-р подлежат оценке соответствия, а в отношении отдельных заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации и которые соответствуют критериям, предусмотренным пунктом 2 ПП РФ от 29.10.2015 № 1169 планы закупки подлежат мониторингу соответствия.

Установлен запрет на участие в закупках лиц, имеющих статус иностранного агента
Частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлен запрет на участие в закупках лиц, являющимися иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Иностранным агентом могут быть признаны лица, указанные в части 2 статьи 1 вышеназванного закона и получившее поддержку и (или) находящиеся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющие деятельность, виды которых установлены статьей 4 ФЗ от 14.07.2022 № 255-ФЗ.
Таким образом, участники в заявках на участие в закупке (в том числе, проводимых только среди СМСП) должны декларировать соответствие данному требованию (что участник закупки не является иностранным агентом), а комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок обязана проверить соответствие участника данному требованию.
Проверка осуществляется в опубликованном на официальном сайте Минюста России реестре иностранных агентов по адресу: https://minjust.gov.ru/ru/activity/

.photo_2023-06-13_16-21-44.jpg

photo_2023-06-13_16-24-08.jpg
Изменения, вступившие в силу в марте 2023 года:

Изменен перечень квотируемой продукции

С 01.03.2023 года, в связи с принятием в состав РФ новых субъектов, из вышеуказанного акта исключены все оговорки про товары из ДНР и ЛНР, а именно: исключен реестр промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, как отдельный реестр товаров российского происхождения.

Реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации заменен на евразийский реестр промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза.

Для ряда товаров установлен более обобщенный код по ОКПД2, например 13.96.17 - Ткани узкие; ткани узкие с основой без утка с клеевым соединением (клеящие ленты); материалы для отделки и аналогичные изделия. В перечень квотируемой продукции включили, к примеру, 23.19.60.111 - Перчатки хирургические резиновые, а для некоторых позиций минимальную долю с 2023 г. исключили, к примеру, 23.60.12.131 - Томографы магнитно-резонансные. В ряде позиций уточнили размер квот, к примеру, 26.60.11.111 - Томографы компьютерные.

Изменения, вступившие в силу в апреле 2023 года:

Информацию о некоторых закупках требуется включать в ЕИС, но не размещать на ее сайте

С 01.04.2023 года внесены изменения в наименование ПП РФ от 10.09.2012 № 908, в частности дополнено формулировкой следующего содержания: «…на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной

сети "интернет" положения о закупке, типового положения о закупке…».

Также, информация и документы, предусмотренные ПП РФ от 10.09.2012 № 908 и содержащиеся в единой информационной системе, подлежат размещению на официальном сайте, за исключением:

  • раздела положения о закупке, содержащий перечень взаимозависимых лиц заказчика. Его нужно также теперь размещать отдельно от остальных разделов положения и в ЕИС.

photo_2023-06-13_16-27-31.jpg

  • информации о закупках, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ (если заказчиком принято решение о неразмещении информации о таких закупках на официальном сайте) и в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Опять же такую информацию необходимо размещать только в ЕИС (без размещения на официальном сайте). Таким же образом размещают информацию о заключении и исполнении договоров по результатам указанных закупок.

photo_2023-06-13_16-28-50.jpg

photo_2023-06-13_16-29-55.jpg

Функции Федерального казначейства расширены

На Федеральное казначейство возложены дополнительные функции по контролю в рамках Закона № 223-ФЗ

С 1 апреля 2023 года Казначейство России будет осуществлять контроль (анализ) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия РФ превышает 50%. Указанные проверки будут проводиться на основании поручений Президента, Правительства и Министра финансов в соответствии с порядком, который будет установлен Правительством РФ (ПП РФ от 24 марта 2023 г. № 447).

В реестр договоров нужно включать больше информации в случае конкурентных закупок среди СМСП

С 01 апреля 2023 года если по условиям закупки требуется обеспечение исполнения договора, необходимо привести сведения об этом в реестре договоров, а именно:

способ обеспечения исполнения договора;

размер обеспечения исполнения договора;

номер реестровой записи из реестра независимых гарантий (в случае предоставления обеспечения исполнения договора в виде независимой гарантии).

Если в качестве обеспечения исполнения договора участник представил независимую гарантию, нужно включить информацию и дату о прекращении обязательств участника, обеспеченных такой независимой гарантией, а также сведения и документы об истребовании заказчиком у гаранта денежных средств по гарантии и уплаченные гарантом, а также документ, подтверждающий их истребование у гаранта по независимой гарантии, его реквизиты.

С 01 апреля 2023 года также информация о независимой гарантии, выданной участнику из числа СМСП, должна быть включена в специальный реестр. 

Реестр независимых гарантий предусмотрен частью 8 статьи 45 Закона № 44-ФЗ и размещается в ЕИС. В течение 1 рабочего дня после включения сведений в реестр гарант обязан направить участнику закупки выписку из реестра независимых гарантий.

photo_2023-06-13_16-31-17.jpg

photo_2023-06-13_16-32-03.jpg

Не вся информация и документы, подлежащие включению в реестр договоров, размещается на официальном сайте

С 01 апреля 2023 года информация и документы, предусмотренные ПП РФ от 31.10.2014 № 1132 и содержащиеся в единой информационной системе, подлежат размещению на официальном сайте, за исключением:

  • информации об обеспечении исполнения договора в закупках среди СМСП;

  • сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе);

  • информации об изменении условий договора (количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора) с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения;

  •  информации и документы об исполнении договора (наименование страны происхождения поставленного товара; о прекращении обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспеченных независимой гарантией; сумма денежных средств, истребованная заказчиком у гаранта по независимой гарантии и уплаченная гарантом, а также документ, подтверждающий их истребование у гаранта по независимой гарантии, его реквизиты);

  • информации о расторжении договора с указанием оснований его расторжения, а также документы, подтверждающие такое расторжение;

  • копии заключенного договора;

  • информации о закупках, проводимых в случаях, предусмотренных частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Из изменений, вступивших ранее 2023 года, но применяющихся с начала текущего года стоит отметить следующие:

Форма плана закупки товаров (работ, услуг) дополнена содержанием информации о проведении закупки в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ (подпункт 17 пункта 1 требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных ПП РФ от 17.09.2012 № 932).

При этом информация о таких закупках с 2023 года не размещается на официальном сайте. Если все закупки, включенные в план закупки, первый год реализации которых начинается с 2023 года, проводятся в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона, такой план закупки не размещается на официальном сайте (абзац третий пункта 4 Правил, утвержденных ПП РФ от 17.09.2012 № 932).

При формировании плана закупки товаров (работ, услуг) содержащего на срок не менее чем три года раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и план инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от пяти до семи лет также должен содержать информацию, не подлежащую размещению на официальном сайте о закупке, определенную Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Подводя итоги, в целях недопущения нарушений закупочного законодательства, необходимо актуализировать Положение по закупкам в части вступивших в силу норм законодательства (если применимо либо нет отсылочных норм на НПА). Когда законом или подзаконными актами не предусмотрен срок для внесения изменений в положение о закупке, необходимо привести положение о закупках в ближайшие сроки в соответствие с новой редакцией закона (подзаконных актов).



Возврат к списку