Практика применения 223-ФЗ. Положение о закупке: рекомендации к содержанию
Практика применения 223-ФЗ. Положение о закупке: рекомендации к содержанию
Осуществление закупочной деятельности заказчиком по 223-ФЗ осуществляется на основе положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принятого и утвержденного Положения о закупке.
Положение о закупке, в соответствии со ст. 2 Закона №223-ФЗ, является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать:
- Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ
- Порядок и условия их применения
- Порядок обоснования НМЦД
- Порядок заключения и исполнения договоров
- А также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Структурно Положение о закупке заказчика может содержать следующие разделы:
1.Общие положения
В «Общих положениях» заказчик может установить используемую терминологию, дать определения; охарактеризовать правовую основу закупки. Здесь следует также описать требования к информационному обеспечению деятельности заказчика: какие сведения и в какие сроки подлежат размещению в ЕИС. В то же время рекомендуем избегать излишней детализации. В большинстве случаев достаточно отсылочной нормы к нормативному правовому акту, определяющему соответствующую обязанность заказчика.
Пример формулировок:
Подраздел(ы) | Содержание (норма) |
Термины, определения и сокращения | Вытекают из определений в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок |
Правовая основа закупочной деятельности |
Статья 2 Закона N 223-ФЗ, ГК РФ, Конституция РФ и др. подзаконные акты Отсылочная норма: Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок с целью регламентации закупочной деятельности Заказчика. Дополнительные инструменты: В случае если какие-либо вопросы не урегулированы настоящим Положением, необходимые сведения и информация могут быть уточнены в извещении и (или) документации о конкурентной закупке, с учетом основных принципов конкурентных закупок товаров, работ, услуг. Если в извещении и (или) документации о конкурентной закупке не урегулированы отдельные условия проведения закупки, заказчик, участники конкурентных закупок руководствуются настоящим Положением. |
Цели и принципы закупочной деятельности |
Часть 1 статьи 1 и Часть 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ Отсылочная норма: Положение не регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок в случаях, которые являются исключениями из области применения Закона № 223-ФЗ, прямо указанных в части 4 статьи 1 Закона 223-ФЗ. |
Информационное обеспечение закупок |
Статья 4 Закона N 223-ФЗ, ПП № 908 Отсылочная норма: Официальное размещение информации о закупках в открытой форме, а также любой другой информации, которая должна быть размещена в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ или Положения, осуществляется в ЕИС, если иное не предусмотрено в указанных документах. Требования к порядку, срокам размещения сведений в единой информационной системе информации о закупке определены в Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 908. Отсылочная норма: Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, указанных в ч. 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ, а также сведения о закупке в соответствии с ч. 16 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ. Отсылочная норма: В реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ не подлежат размещению в единой информационной системе. Отсылочная норма: Заказчик, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в ЕИС сведения в отношении отчетности по заключенным договорам, предусмотренные частью 19 статьи 4 Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 и требования к такой информации и порядок размещения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 г. № 908. Отсылочная норма: Заказчик, не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, размещает в ЕИС сведения в отношении отчетности о годовом объеме закупки, предусмотренной частью 21 статьи 4 Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 |
Способы закупок и условия их применения |
Статья 3 Закона N 223-ФЗ, ПП № 616 Отсылочная норма: При наличии закупаемой продукции в перечне товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616, закупка такой продукции проводится в электронной форме с учетом исключений, установленных данным постановлением. Отсылочная норма: Закрытая форма закупки может применяться в случаях, установленных частью 1 статьи 3.5 Закона 223-ФЗ. |
Размещение информации в ЕИС зачастую вызывает затруднения, особенно у начинающего сотрудника заказчика. Нередки ситуации размещения противоречивой информации. Для минимизации рисков обжалования положений документации рекомендуем указать приоритетность норм на случай, если возникнут противоречия и неоднозначные толкования норм Положения о закупке, извещения, документации (информационной карты, технического задания) и пр. Например, можно установить приоритетность за нормами, содержащимися в Положении о закупке. А если противоречия возникают между извещением и документацией - за документацией о закупке перед извещением.
Пример формулировок:
Подраздел(ы) | Статья 2 Закона N 223-ФЗ |
Правовая основа закупочной деятельности |
Статья 2 Закона N 223-ФЗ Дополнительные инструменты: Нормы Положения имеют приоритет перед диспозитивными нормами законодательства. Дополнительные инструменты: Нормы соответствующего извещения о закупке и (или) документации о закупке имеют приоритет перед диспозитивными нормами Положения и законодательства, а в случае противоречия между извещением о закупке и документацией о закупке, документация о закупке имеет преобладающую силу. Дополнительные инструменты: В случае несоответствия отдельных норм настоящего Положения изменениям, внесенным в действующее законодательство РФ и принятые во исполнение его нормативные правовые акты, заказчик будет руководствоваться действующим законодательством РФ и принятыми во исполнение его нормативными правовыми актами. |
В «Общих положениях» определяются также условия применения национального режима при осуществлении закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925.
Пример формулировок:
Подраздел(ы) | Содержание |
Правовая основа закупочной деятельности |
Часть 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ПП № 925 Отсылочная норма: Предоставление приоритетов любым категориям участников определяются законодательством Российской Федерации в сфере закупок, а порядок их предоставления – документацией о закупке, которая в этом случае оформляется с учетом Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". |
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Минфина РФ, заказчики в Положении о закупке должны также учитывать необходимость достижения минимальной доли «квотируемых» товаров (см. Письмо Минфина России от 15.01.2021 №24-03-07/1390; Постановление Правительства РФ от 03.02.2012 № 2013).
Пример формулировок:
Подраздел(ы) |
Содержание |
Правовая основа закупочной деятельности |
Часть 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ПП № 2013 Минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году, устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения». Дополнительные инструменты: Заказчик для достижения минимальной доли закупок российского происхождения применяет конкурентные и неконкурентные закупки. Дополнительные инструменты: Для выполнения требований о минимальной доле закупок товаров российского происхождения, определенной в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году, Заказчик вправе устанавливать специальные требования в извещении об осуществлении закупки, и (или) документации о закупке и (или) проекте договора, и (или) в договоре, в том числе заключаемом с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). |
Как правило, раздел «Общие положения» содержит также описание правил планирования и обоснования цены при осуществлении закупок. Вопросы планирования закупок в целом получили регламентацию в Постановлении Правительства РФ от 17.09.2012 № 932. Соответственно, заказчик в Положении о закупке вправе установить, например, дополнительные основания для корректировки плана закупок. Могут быть также определены случаи, когда сведения будут вноситься в план закупки заказчиком в ситуациях, когда формально такое размещение не требуется.
В вопросах определения порядка обоснования цены договора (цены единицы товара, работы, услуги; формулы цены и пр.) заказчик относительно свободен. Самостоятельно определяются способы обоснования цены договора, порядок и условия применения этих способов; источники используемой для целей обоснования цены информации и пр. вопросы. Рекомендуем заказчикам определить в том числе упрощенные варианты обоснования цены договора для целей, например, «малой» закупки у единственного поставщика, закупки товаров на нефункционирующих рынках и др.
Пример формулировок:
Подраздел(ы) |
Содержание |
Планирование закупок |
Статья 4 Закона N 223-ФЗ, ПП № 932 Отсылочная норма: В плане закупки не отражаются сведения о закупке продукции, указанных в пунктах 1 - 3 части 15 статьи 4 Закона № 223, в случае принятия Заказчиком решения о не размещении сведений о таких закупках в ЕИС. Отсылочная норма: Формирование плана закупки, а также его размещение в ЕИС, включая сроки осуществляется Заказчиком в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации на основании части 2 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и в соответствии с Особенностями и требованиями к форме такого плана, установленных в Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 N 932. |
Начальная (максимальная) цена договора (цена лота). Определение и обоснование НМЦД |
При обосновании начальной (максимальной) цены договора Заказчик вправе руководствоваться, Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Дополнительные инструменты: При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) заказчик должен иметь не менее трех ценовых предложений. Если в результате направленных не менее трех запросов потенциальным контрагентам заказчиком был получен ответ только от 2 (двух) источников ценовой информации либо один ответ, Заказчик вправе использовать в качестве обоснования начальной максимальной цены договора полученное им ценовое предложение от двух (одного) контрагента. Дополнительные инструменты: Методика определения и обоснования НМЦД не является обязательной к применению в случае осуществления закупок неконкурентной закупки. Определение и обоснование НМЦ на основании одного источника ценовой информации возможно при осуществлении неконкурентных закупок с учетом разумной объективности полученной НМЦД. |
2. Осуществление закупок
Данный раздел может содержать нормы, направленные на регулирование способов закупок и условий их применения. Здесь заказчик должен установить порядок осуществления открытых и закрытых процедур. Обязательными способами закупок при этом будут являться торговые процедуры, установленные ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ, а также неконкурентные процедуры закупок, в том числе закупка у единственного поставщика в соответствии с ч. 3.2 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ. Заказчик обязан установить регламент всех перечисленных в указанных частях 3.1 и 3.2 ст. 3 способов закупок. Помимо данных способов заказчик вправе регламентировать и иные способы закупочных процедур. К примеру, дополнительным конкурентным неторговым способом может быть «Альтернативный запрос цен», «Тендер», «Анализ коммерческих предложений» или др. Неконкурентными способами закупок могут быть «Маркетинговые исследования», «Адресный запрос предложений», «Прямая закупка», «Упрощенная закупка» и т.д. Заказчик должен установить условия применения того или иного способа закупки, ценовые пороги их применения, форму осуществления (электронная или «бумажная»). Порядок проведения электронных процедур заказчик может регламентировать в том числе с учетом отсылочных норм к регламенту оператора электронной площадки.
Несмотря на свободу определения способов закупок, рекомендуем заказчику как при подготовке Положения о закупке, так и при непосредственном осуществлении закупочной деятельности, отдавать предпочтение конкурентным способам. В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 08 ноября 2021 года №303-ЭС21-19891 по делу №А37-2126/2020, если Положение о закупках содержит требования позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, то это создает необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, приводит к созданию для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественного условия осуществления деятельности и влечет нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона №135-ФЗ о защите конкуренции.
Проведение конкурентной процедуры закупки предусматривает соблюдение универсальных требований к работе закупочной комиссии, к размещению сведений в ЕИС, к извещению и документации. Заказчик вправе дополнить требования, определенные ст. 4 к содержанию извещения и документации о конкурентной закупке, иными, исходя из специфики как предмета, так и способа закупки.
По вопросам работы закупочной комиссии заказчик вправе самостоятельно установить условия ее организации и деятельности, в том числе вопросы определения кворума, численности состава закупочной комиссии, требования к обученности членов комиссии и пр.
Следует также определить финансовые условия участия в закупочной процедуре, если заказчик планирует их практическое применение: обеспечительные инструменты, антидемпинговые меры. Среди обеспечительных процедур можно выделить обеспечение заявки, обеспечение исполнения договора, и, возможно, обеспечение гарантийных обязательств. При описании антидемпинговых мер заказчик должен продумать их фактическое воплощение: какое ценовое предложение участника, предполагаемое как процент снижения от начальной цены договора, будет рассматриваться как демпинговое. Что будет предусматривать такое демпинговое ценовое предложение? Это может быть, например, предоставление расчетной информации, обосновывающей возможность поставки товара по предложенной цене. Это могут быть дополнительные обеспечительные требования к исполнению договора и т.д.
Отдельной регламентации требует порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. При этом в Положении о закупке заказчик может описать лишь общие условия, а конкретизировать уже их в закупочной документации по конкретной закупке.
Советуем также предусмотреть возможность проведения совместных закупок несколькими заказчиками. При этом обратите внимание на необходимость формулирования условия, позволяющего заказчику при проведении таких совместных закупок, осуществить ее в соответствии с Положением заказчика – организатора.
В случае если закупочная деятельность заказчика предполагает централизацию закупок, следует также регламентировать условия и такой закупки.
Отдельной статьей (или может быть разделом) следует описать требования, предъявляемые к участникам конкурентных и неконкурентных процедур закупок. Требования могут быть классифицированы как единые, дополнительные, квалификационные и пр. Заказчик вправе установить специальные условия применения дополнительных требований (например, при подаче участником демпинговой цены). Следует также определить условия для предъявления факультативных требований, таких как право предъявления требований об отсутствии сведений об участнике закупки в РНП.
Пример формулировок:
Подраздел(ы) |
Содержание |
Порядок осуществления конкурентной закупки |
Статья 3 и 3_2, 3_3 Закона N 223-ФЗ
|
Комиссия по осуществлению закупок |
Часть 8 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ Вид комиссии, состав, полномочия, порядок замены членов комиссии, срок ее действия и т.п. устанавливаются положением о закупке. |
Содержание и требования к извещению о конкурентной закупке и (или) документации о конкурентной закупке |
Часть 9 ст. 3_2, ч. 8-10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ Остальные условия, не урегулированные законодательством в сфере закупок, устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. Дополнительные инструменты: Документация о закупке может содержать любые требования к подготовке заявки участником (помимо прямо установленных Положением), которые вытекают из других требований заказчика и направлены на получение заказчиком информации, необходимой для рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, а также заключения договора. |
Требования к предмету закупки |
Часть 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Остальные условия, не урегулированные законодательством в сфере закупок, устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. |
Требования к участникам |
Часть 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ |
Требования к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в конкурентной закупке |
Часть 10-11 ст. 3_2 Закона N 223-ФЗ Остальные условия, не урегулированные законодательством в сфере закупок, устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. Дополнительные инструменты: Заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов, в том числе, но не ограничиваясь: Дополнительные инструменты: В закупках, участниками которых могут быть любые поставщики (подрядчики, исполнители) без ограничений, перечень информации и документов, предоставляемых участниками (сверх ограничений, установленных пунктом «Х» Положения) устанавливается документацией о закупке. |
Требования к обеспечению заявки на участие в конкурентной закупке |
Часть 25-27 ст. 3_2 Закона N 223-ФЗ Остальные условия, не урегулированные законодательством в сфере закупок, устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. |
Требования к обеспечению исполнения договорных обязательств |
ГК РФ, не регулируется Законом N 223-ФЗ Дополнительные инструменты: Заказчик вправе предусмотреть в проекте договора и документации о закупке условие об обеспечении исполнения договора. Способ обеспечения исполнения договора устанавливается заказчиком в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Остальные условия, не урегулированные законодательством в сфере закупок, устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. |
Антидемпинговые меры |
Условия применения устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. |
Порядок предоставления разъяснений документации о закупке |
Часть 2-4 ст. 4 Закона N 223-ФЗ
|
Внесение изменений в извещение о закупке, документацию о закупки |
Часть 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ
|
Принятие решения об отмене закупки |
Часть 5-7 ст. 4 Закона N 223-ФЗ
|
Составление протоколов при проведении закупки |
Часть 13-14 ст. 3_2 Закона N 223-ФЗ Остальные условия, не урегулированные законодательством в сфере закупок, устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. Отсылочная норма: Результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения согласно ч. 13 ст. 3.2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также любая иная, которую Заказчик счел нужным включить в протокол. Отсылочная норма: Результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются итоговым протоколом, в котором содержатся сведения согласно ч. 14 ст. 3.2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также любая иная, которую Заказчик счел нужным включить в протокол. Дополнительные инструменты: Заказчик вправе совмещать этап оценки и сопоставления заявок и этап подведения итогов закупки, оформляя соответствующие решения в рамках этапов одним протоколом с указанием предусмотренных настоящим Положением сведений. |
Условия отказа в допуске к участию в закупке |
Условия применения устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. |
Особенности проведения совместных закупок |
Условия применения устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. |
Особенности проведения централизованных закупок |
Условия применения устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. |
3. Порядок подготовки и осуществления конкурентной закупки
В данном разделе заказчик описывает и детализирует регламенты каждой из конкурентных процедур закупок: конкурса (открытого, закрытого, в электронной форме), аукциона (открытого, закрытого, в электронной форме), запроса котировок (в электронной форме, закрытого), запроса предложений (в электронной форме, закрытого). Каждая из указанных процедур является торгами и должна быть описана с учетом особенностей положений гражданского законодательства о торгах, норм Федерального закона № 223-ФЗ о конкурентных закупках, норм Федерального закона 135-ФЗ о защите конкуренции и иных сопутствующих нормативных правовых актов. Даже если заказчик фактически не планирует проведение торговых процедур, их регламент тем не менее должен содержаться в Положении о закупке. Заказчик вправе также установить особенности проведения и иных конкурентных закупок с учетом положений действующего законодательства. Для обеспечения возможности проведения "бумажных" закупок необходимо предусмотреть в положении о закупке возможность проведения закупок не в электронной форме.
Пример формулировок:
Подраздел(ы) |
Содержание |
Особенности способов и форм конкурентной закупки и основания их проведения |
Часть 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Условия осуществления конкурентных закупок в электронной форме, а также описание такой формы и порядка проведения таких закупок, не урегулированные законодательством в сфере закупок, устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. Дополнительные инструменты: Во всем, что прямо не установлено Положением, извещением и/или документацией о закупке, правила работы ЭТП имеют силу норм, обязательных для применения при проведении закупки на соответствующей ЭТП. |
4. Порядок подготовки и осуществления неконкурентной закупки
В данном разделе заказчик описывает и детализирует алгоритмы каждой из неконкурентных процедур закупок, в том числе закупку у единственного поставщика. Регламентируя закупку у единственного поставщика, необходимо определить исчерпывающий перечень оснований и порядок ее осуществления. В настоящее время основания для закупки у единственного поставщика заказчик определяет самостоятельно. Однако, как отмечалось выше, закупка у единственного поставщика должна быть для заказчика скорее исключением, чем правилом.
Иные неконкурентные закупки могут быть регламентированы по желанию заказчика. При описании условий и требований к проведению иных неконкурентных процедур заказчик сознательно должен уходить от признаков конкурентной закупки и, соответственно, обеспечить максимальное несоответствие устанавливаемого регламента признакам, определенным в ч. 3 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ (см. Письмо Минфина от 28.12.2018 № 24-05-08/96208).
Пример формулировок:
Подраздел(ы) |
Содержание |
Особенности способов и форм неконкурентной закупки и основания их проведения |
Часть 2, 3.2 ст. 3, ст. 3_6 Закона N 223-ФЗ Порядок осуществления неконкурентных (как минимум, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) способов закупки, сроки подачи заявок, исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) иные неконкурентные способы закупки, не урегулированные законодательством в сфере закупок, устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. Дополнительные инструменты: Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе извещение о закупке, проект договора, протоколы, а также иную информацию, предусмотренную ст. 4 п. 5 Федерального закона № 223-ФЗ. |
5. Особенности проведения закупки, осуществляемой у субъектов малого и среднего предпринимательства
Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) с 1 января 2022 года будут осуществлять практически все заказчики по 223-ФЗ. С учетом значительных особенностей их проведения в соответствии с нормами ст. 3.4 Федерального закона №223-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, рекомендуем выделить отдельный раздел для целей их регламентации в Положении о закупке.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие основные особенности закупки у СМСП:
- Заказчик должен утвердить перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), закупки которых будут осуществляться у СМСП. При НМЦД, не превышающей 200 млн руб., закупки по утвержденному перечню будут осуществляться только у СМСП. В этой связи излишняя конкретизация и широкие перечни ТРУ для СМСП могут снижать эффективность закупки.
- Предельная начальная цена закупки у СМСП установлена равной 800 млн руб.
- Конкурентные закупки у СМСП могут быть осуществлены только путем проведения торговой процедуры (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) в электронной форме.
- Торги у СМСП проводятся на электронных площадках, отобранных Правительством РФ по Распоряжению №1447-р.
- При проведении торговых процедур заказчик ограничен в выборе этапов закупки, требований к участникам закупки, к составу и содержанию заявки, финансовым условиям участия и пр.
- Неконкурентные закупки у СМСП заказчик может проводить в соответствии с Положением о закупке, с учетом положений ст. 3.4 Федерального закона №223-ФЗ, Постановления Правительства РФ № 1352.
- Договор по результатам торговой конкурентной закупки заключается в электронной форме.
- Оплата по договору с СМСП должна осуществляться в сроки, не превышающие 15 рабочих дней.
Независимо от способа проведения закупки у СМСП, заказчик обязан установить регламент в строгом соответствии с нормами ст. 3.4 Федерального закона №223-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Так, в Решение Коми УФАС России от 27.04.2021 № 01-122/3056 по делу № 011/07/3-269/2021 подчеркивается, что требования заказчика к содержанию заявки в закупке у СМСП должны соответствовать требованиям ст. 3.4 Закона №223-ФЗ.
Пример формулировок:
Подраздел(ы) |
Содержание |
Закупки у СМСП и самозанятых |
Часть 8.1 ст. 3, ст. 3_4 Закона N 223-ФЗ, ПП № 1352 Отсылочная норма: Ограничение по начальной (максимальной) цене договора конкурентных закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352. |
6. Требования к договору, порядок заключения, исполнения, расторжения договора
Несмотря на то, что в вопросах заключения, исполнения, расторжения договоров заказчик будет руководствоваться положениями гражданского законодательства, тем не менее считаем, что рассматриваемый раздел, как представляется, в том числе направлен на детализацию отдельных аспектов договорной практики заказчика. Так, например, заказчик должен урегулировать сроки подписания договора победителем закупки - участником №1, и иными участниками в случае если заключение договора с победителем не состоится. Заказчик вправе установить условия ведения преддоговорных переговоров, условия признания участника «уклонистом» от заключения договора. В настоящее время все большую популярность приобретают так называемые «зонтичные» закупки, когда заказчик предусматривает различные варианты заключения договоров с несколькими участниками процедуры.
Заказчик вправе урегулировать отдельные вопросы применения мер ответственности в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств по договору, а также установить право использования «третейской оговорки».
Необходимо продумать алгоритм действий заказчика при изменении и расторжении договора. Изменение договора может предусматривать определенные основания, ограничения или, наоборот, отсутствие таковых и тогда стороны будут руководствоваться нормами гражданского законодательства. Следует продумать действия заказчика при расторжении неисполненного договора и др. вопросы.
Пример формулировок:
Подраздел(ы) |
Содержание |
Порядок заключения и исполнения договора |
Часть 15 ст. 3, ст. 3_2 Закона N 223-ФЗ, ГК РФ - Срок и порядок заключения договоров по результатам конкурентных закупок (ч. 15 ст. 3_2 Закона N 223-ФЗ); - Основания и пределы изменения условий договоров (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ); - Порядок и случаи заключения договоров с несколькими участниками конкурентной закупки (ч. 28 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Остальные условия, не урегулированные законодательством в сфере закупок, устанавливаются положением о закупке, если это не противоречит нормам законодательства. |
7. Другие разделы
Положение о закупке может содержать и иные разделы в зависимости от масштабов и специфики закупочной деятельности заказчика. Мы рассмотрели наиболее принципиальные вопросы, которые заказчик может урегулировать в своем локальном нормативном акте. Наличие относительной свободы в регулировании закупочной деятельности заказчика по 223-ФЗ приводит и к обстоятельствам злоупотребления им своими правами и, как следствие, в современной практике мы видим примеры оспаривания Положений о закупке. Так, Определением Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020 Верховный Суд РФ допустил возможность оспаривания заинтересованными лицами Положения о закупке в судебном порядке, акты судов нижестоящих инстанций отменены, требования истца удовлетворены, пункт Положения о закупке заказчика признан недействительным, на заказчика возложена обязанность исключить недействительный пункт из Положения.
Положение о закупке заказчика, таким образом, должно учитывать цели и принципы регулирования Федерального закона №223-ФЗ, гражданского законодательства, законодательства о защите конкуренции, иных нормативных актов и исходить из разрешительного порядка регулирования закупочной деятельности для достижения баланса частных интересов заказчика и публичных интересов государства.
Также следует также отметить, что любое отклонение заказчиком от требований положения о закупке является основанием для обжалования закупки (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Пример формулировок:
Подраздел(ы) |
Содержание |
Реестр заключенных договоров |
ст. 4_1 Закона N 223-ФЗ, ПП № 1132 |
Реестр недобросовестных поставщиков |
ст. 5 Закона N 223-ФЗ, ПП № 1211
|
Права и обязанности |
ст. 4_1 Закона N 223-ФЗ, 135-ФЗ |
Заключительные положения |
Настоящее Положение вступает в силу с «__» _____ 202__ года. Действие раздела (пункта, подпункта) Положения вступает в силу с «__» _____ 202__ года. |